Цивилизационный проект развития России

            «Рассредоточение потенциала страны из больших городов
                          в новые поселения на просторах России»
                          (Проект "Рассредоточение Росии")

--------------------------------------------------------------------------------------------------         

                                                                                               Бизянов В.Ф.,

                                                                                                             канндкон.наук

                   Место и роль промышленности в экономике страны

                             (постановка проблемы для исследования и разработки)

 

В сферу промышленности и энергетики входят сотни тысяч предприятий и организаций  300 отраслей (Приложение 1) реальной экономики, налоги и сборы с  которых в федеральный бюджет составляют большую часть ( 60%) доходной части бюджета, производят огромную номенклатуру товарной продукции и услуг, изготавливают основные средства производства и товары народного потребления, машины, оборудование, материалы и комплектующие для всех отраслей экономики и социальной сферы, обороны и безопасности страны и на экспорт, обеспечивают значительный вклад в прирост внутреннего валового продукта (ВВП), ускорение темпов экономического роста страны, вносят основной вклад в экономическую безопасность России.

Анализ опубликованных, в журнале МЭ и МО, 2004, №1, с. 17-27, результатов статистических исследований межстрановых (по совокупности 150 стран) макроэкономических расчетных моделей производственной функции  - зависимости объемов и темпов роста ВВП от определяющих их факторов показал, что на 50% такой рост зависит от  уровня развития и использования  интенсивных факторов экономического роста – научно-технического прогресса (НТП): информатизация, знания, технологии.

При этом большой вклад в прирост объемов и темпов ВВП оказывает развитие и использование индустрии информатизации – информационных ресурсов и технологий, сетей связи и передачи данных, являющиеся основой развития перспективных и прорывных технологий конкурентных промышленных производств.

Проблемная ситуация по разрабатываемой теме характеризуется:

- отсутствием государственной системы выявления, измерения, оценки и государственной регистрации (учет) проблем состояния, функционирования и развития промышленности и энергетики в «Едином государственном реестре (регистре) проблем России»(по отраслям) как правовой и метрологической основы целеполагания, корпоративного и бюджетного финансирования развития перспективных и прорывных технологий промышленных производств и энергетики,

- неразвитостью государственной системы концептуального управления развитием отраслей экономики на основе научных концепций развития, утверждаемых федеральными законами РФ,

- неразвитостью систем управления знаниями, отсутствием баз знаний о способах (технологиях) развития промышленных производств, создаваемых на основе переработки информации из баз данных Государственной системы научно-технической информации (ГСНТИ) и Интернет,

- неразвитостью сети  государственных отраслевых и региональных информационно-аналитических центров по системному анализу и синтезу информации, системной интеграции научно-технической информации из баз данных ГСНТИ и Интернет в «Системы технологий и оборудования» (отраслям и видам деятельности), по выработке концепций развития отраслей с использованием перспективных и прорывных технологий и стратегий  выполнения утвержденных концепций,

- слабо используются компьютерные экспертные системы и программно-целевые методы генерации нового знания, получения «информации из будущего» с помощью специалистов (экспертов), отсутствуют базы знаний и экспертных оценок величин индикаторов проблем и способов их решения до превращения их в угрозы национальной (государственной) безопасности России,

-      в системах государственного управления, мониторинга, учета, анализа и оценки эффективности деятельности и оценки результативности услуг потребителям федеральных органов исполнительной власти, как субъектов бюджетного финансирования, не используются, как в развитых странах, показатели и индикаторы их вклада в увеличение объемов и темпов роста ВВП страны, в повышение  технологического уровня производства и управления (менеджмента) в подведомственных бюджетных организациях и профильных корпоративных предприятиях отрасли, в повышение результативности их продукции и услуг у потребителей,

       Разрабатываемая проблема взаимосвязана с другими проблемами:

- отсутствие единой государственной системы метрологии количества и качества информации, классификации и кодирования научно-технической, конструкторской и технологической документации по видам изделий, технико-экономической и социальной информации, создаваемой организациями и предприятиями всех форм собственности, организационно-правовых форм управления, всех отраслей  управления, экономики и социальной сферы,

- отсутствие, как в развитых странах, собственной отечественной индустрии информатизации  (Приложение 2),

- сложность включения в активы новых предприятий, производств и инвестиционных проектов объектов интеллектуальной и промышленной собственности для капитализации инновационной и инвестиционной деятельности при модернизации предприятий и производств с использованием перспективных и прорывных технологий,

- низкий уровень интеллектуального капитала (нематериальных активов)  организаций и предприятий промышленности, в результате чего они не воспринимают новые перспективные и прорывные технологии, их рыночная стоимость значительно (кратно) меньше их балансовой стоимости, их продукция не конкурентна на рынках мира,

- отсутствует федеральный закон РФ «О составе затрат в себестоимости продукции», который бы стимулировал  затраты на модернизацию производств, на создание и использование перспективных и прорывных технологий,

- отсутствует государственная координация системы информационно-аналитических центров ГСНТИ, центров управления жизненным циклом наукоемкой промышленной продукции, центров субконтрактинга, технологической кооперации, производственной логистики, поставок комплектующих,

- отсутствует государственная система эффективных технологических парков и учебных бизнес-инкубаторов команд персонала по отработке, трансферту и внедрению перспективных и прорывных технологий в составе «Системы технологий и оборудования» как «Системы производства» по видам деятельности и производств.

Цели работы - выявление, обоснование и отбор:

1 Наиболее перспективных и прорывных технологий, обеспечивающих модернизацию приоритетных отраслей промышленности, эффективное производство наукоемкой конкурентной промышленной продукции и услуг энергетики, экономический рост ВВП.

2.Предпочтительных вариантов прогнозов развития науки и техники (технологий), обеспечивающих создание наиболее перспективных и прорывных технологий в промышленности и энергетике.

Основные решаемые задачи:

1.Информационный поиск публикаций и системный анализ структуры  проблемы  разработки прогнозов, концепций и стратегий развития наукоемких отраслей промышленности в условиях рынка с использованием перспективных и прорывных технологий.

2.Операциональное определение и эмпирическая интерпретация основных объектов системы разработки прогнозов, концепций и стратегий развития  наукоемких отраслей промышленности.

3.Квантификация, информационное и имитационное моделирование взаимосвязей основных  положений и объектов концепции и стратегии их выполнения как основы для закрепления их в нормах права  России.

4.Системный анализ промышленной сферы в постиндустриальной экономике и классификация ее отраслей в рамках Классификатора видов деятельности.

5.Информатизация концептуального анализа технологического развития индустриальной цивилизации в условиях  глобализации экономики.

6.Информатизация системного анализа промышленности в условиях постиндустриальной экономики и информационного общества.

7.Проведение деловых игр экспертов в сети Интернет по обоснованию приоритетных отраслей промышленности. Статистический анализ совокупностей многокритериальных экспертных оценок относительной важности объектов стратегии развития отраслей промышленности.

8.Экспериментальная отработка на ЭВМ программно-целевого метода разработки стратегии развития гражданских отраслей промышленности.

9.Разработка, семантический анализ и синтез информационных моделей концепций и стратегий развития науки и техники (технологий).

10.Системная интеграция информации из баз данных ГСНТИ и Интернет о частных научно-технических достижениях в отраслевые «Системы технологий и оборудования» (по видам производств).

11.Информационный и математический анализ опубликованных межстрановых и межотраслевых  макроэкономических моделей производственной функции для выявления интенсивных факторов экономического роста (удвоения ВВП): информатизация, знания, технологии.

12.Разработка маркетинговой концепции продвижения в производство пионерных изобретений и критических технологий отраслей промышленности.

13.Анализ систем управления жизненным циклом, производственной кооперации и субконтрактинга, информационной логистики наукоемкой продукции отраслей промышленности.

14.Анализ опыта применения Теории разработки изобретательских задач (ТРИЗ), оценки технического уровня  изделий, функционально-стоимостного анализа их конструкций и технико-экономических обоснований  проектов разработки конкурентоспособных изделий отраслей промышленности с учетом затрат будущих периодов.

15..Разработка научно-методических рекомендаций по закреплению объектов концепции и стратегии в нормах права и включения стратегий в федеральный бюджет России.

Исходные данные для проведения работы:

1.Опубликованные  аналитические обзоры типа «Итоги науки», научные концепции, прогнозы и стратегии развития науки и техники (технологии), отраслей промышленности и энергетики.

2.Автрефераты профильных докторских и кандидатский диссертаций.

3.Опубликованные перечни результатов НИР, рекомендуемых к внедрению научными учреждениями, отделениями и филиалами Российской академии наук (РАН), отраслевыми о общественными академиями наук.

4.Базы данных ГАСНТИ (ИНИОН, ВИНИТИ, ВНТИЦентр, МЦНТИ, Объединения «Росинформресурс», Роспатент и т.д.).

5.Профессиональные коммерческие базы данных зарубежных научных, аналитических и информационных центров, доступные в Интернет и других сетей.

6.Экспертные оценки специалистов о концепциях, сценариях, прогнозах и вариантах стратегий развития науки и техники (технологий).

(Виртуальные конференции и деловые игры специалистов)

7.Использование методов Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

8.Системный анализ и имитационное моделирование развития наукоемких технических систем с использованием компьютерных систем управления жизненным циклом наукоемкой продукции (разработка, освоение, производство, эксплуатация).

       Требования к полноте исходной информации

Исходная информация по объему и качеству должны обеспечить доказательство (обоснованность) полного решения основных задач и достижения целей работы.

        Основные требования к выполнению исследований

Типовой проект создания регионального (в субъектах РФ) Информационно-аналитических центров на базе Центров НТИ (Приложение 2) должен обеспечивать

достежение следующих целей - интенсификация промышленного и социально-экономического  развития региона (города, области) на основе совершенствования научно-технической и инновационной деятельности органов государственного управления и хозяйствующих субъектов с использованием новейших информационных и компьютерных технологий и научно-технических информационных ресурсов Государственной системы научно-технической информации России и других индустриально развитых стран мира

Информационно-аналитический центр (ИНАНЦентр) создается для решения следующих задач:

1.Получения дохода и прибыли от реализации на рынке собственных информационных продуктов к инновациям и информационных услуг заказчикам и покупателям  на основе коммерциализации компьютерных технологий СПбЦНТИ и его партнеров, а также переработки (анализа и синтеза) научно-технических информационных ресурсов Государственной системы научно-технической информации (ГСНТИ), баз данных Объединения «Росинформресурс», международных профессиональных баз данных, доступных в сети Интернет.

2.Информационно-аналитического обеспечения (по хозяйственным договорам с заказчиками) региональных инновационных программ и проектов развития  инновационной  деятельности, научно-технических обоснований и технологий выполнения инновационных и инвестиционных проектов в отраслях управления, экономики и социальной сферы региона (города,  области), в комитетах (управлениях) и муниципальных образованиях, в подведомственных им бюджетных учреждениях, в организациях и на предприятиях региона и других субъектов РФ, например в Северо-Западном федеральном округе РФ.

3.Увеличения вклада региональных ЦНТИ в решение социально-экономических проблем субъекта РФ, в повышение темпов ее экономического роста, в увеличение объемов ВВП за счет использования информации о новых технологиях и научно-технических достижениях.

 Проект создания Информационно-аналитического центра предлагается к применению в следующих областях деятельности по информационному обеспечению:

-    выполнения заданий и мероприятий Региональной целевой программы «Научно-техническое и инновационное развитие …города (области) на 2008-20010 годы» (и в последующие годы),

-   формирования и выполнения региональных целевых программ развития промышленности и  энергетики (по профилю Министерства промышленности и энергетики РФ),

-  выполнения региональных компонентов федеральных целевых программ в суюъекте РФ (города, области),

-  разработки научно-технических концепций инновационного развития территорий, отраслей и хозяйствующих субъектов в субъекте РФ (городе,  области),

-        формирования и выполнения региональных социально-экономических программ и проектов.

Для достижения целей и задач Информационно-аналитического центра на рынок информационно-аналитических продуктов и услуг будут предложены:

1.Информационные продукты:

1.1.Типовой проект информационно-аналитического центра в нескольких модификациях для продажи  органам исполнительной власти других субъектов РФ и органам местного самоуправления России,

1.2.Библиографические списки публикаций и отчетов о НИОКР  к темам НИР и ОКР научно-технических организаций, к инновационным и инвестиционным проектам.

1.3.Аналитические обзоры публикаций и передового опыта, концепции решения проблем или инновационного развития организации.

1.4.Дайджесты рефератов публикаций и отчетов о НИР и ОКР,

1.5.Проекты концепций решения научно-технических и социально-  экономических проблем региона, территории, отрасли, предприятия.

1.6.Информационные продукты для  обеспечения решения задач субконтрактинга, управления жизненным циклом наукоемкой продукции.

1.7.Альбомы и база данных «Системы технологий и оборудования»

(по видам деятельности заказчиков), на основе системной интеграции научно-технической информации из публикаций и баз данных ГСНТИ.

1.8.Отчеты о деловой игре экспертов по обоснованию предпочтительной (оптимальной) концепции и структуры дерева «Цели-Способы-Меры»    

 успешного решения проблем заказчиков,

1.9.Научно-технические прогнозы и концепции успешного решения актуальных социально-экономических проблем, региональных угроз

 национальной безопасности России.(Результаты деловых игр экспертов).

1.10.Региональные, местные и отраслевые Планы внедрения научно-технических разработок на основе их анализа и отбора из баз данных ГСНТ

(в разрезе проблем, организаций, сроков и т.д.).

        2.Информационные услуги (совместно с региональным ЦНТИ):

        2.1.Информационно-патентный поиск, оценка патентоспособности и

 патентной чистоты научно-технических разработок,

2.2.Оформление заявок на предполагаемые изобретения , полезные модели,

 товарные знаки,

2.3.Поиск и предоставление копий научно-технической и нормативной

 (ГОСТ, ТУ и т.д.) документации,

2.4.Поиск и предоставление патентной документации,

2.5.Информационно-консультационные услуги по вопросам создания,

 правовой охраны и вовлечения в хозяйственный оборот результатов

 научно-технической деятельности,

2.6.Поставка материалов в  Федеральный институт промышленной

 собственности с сохранением приоритета заявочных документов,

 полученного заявителем при регистрации материалов в РегЦНТИ,

        3.Услуги по конгрессно-выставочной деятельности:

3.1.Мероприятия постоянно-действующей научно-практической конференции (семинары, деловые игры, телеконференции в Интернет) «Научно-техническая политика технологического прорыва и  опережающего развития»

         (Программирование, маркетинг, трансферт инноваций)-Приложение ,

       3.2.Мероприятия постоянного  научно-практического семинара:

«Системная интеграция частных научно-технических разработок в  «Системы технологий и оборудования» (по видам деятельности организаций и предприятий),

3.3.Авторские учебные и научно-практические семинары под руководством ведущих ученых и специалистов по актуальным проблемам научно-технического развития и инновационной деятельности

3.4.Техническое и сервисное обеспечение подготовки и проведения бизнес-туров и деловых встреч партнеров заинтересованных организаций.

3.5.Постоянные, передвижные и виртуальные выставки научно-технических достижений и передового опыта.

        3.6. Информационное обеспечение участия в международных, российских и региональных выставках и конференциях.

3.7.Редакционно-издательские и типографские услуги средствами оперативной полиграфии (принтер, ксерокс, ризограф).

3.8.Компьютерные услуги  по изготовлению, тиражированию, передаче и рассылке  электронных версий документов.

4.Основные требования

4.1.

4.2.Методические рекомендации по системной интеграции информации из баз данных ГСНТИ и Интернет в «Системы технологий и оборудования» должны обеспечивать создание объединенной реляционной базы данных о показателях технологий и оборудования для создания баз знаний «Системы технологий и оборудования» (по видам деятельности и производств) как информационной основы разработки программ модернизации и развития технологических комплексов предприятий и отраслей промышленности.

4.3.Компьютерная методика экспертного прогнозирования и программно-целевого планирования развития технологий должна  обеспечивать проведение виртуальных (сетевых) деловых игр специалистов по проблеме, сетевой сбор и оценку информации, генерацию компонентов дерева цели-способы-меры, статистическую обработку массивов многокритериальных экспертных оценок относительной важности вариантов целей (способов, мер(, расчет их приоритетов.

важности, выявление предпочтительных вариантов, расчет статистических критериев (конкордации и т.д.), группировку экспертов на оптимистов, пессимистов и оптимистов.

4.3.Перечни перспективных и прорывных (критических) технологий, прогнозы развития науки и техники (технологий) должны соответствовать требованиям, предъявляемым соответствующими нормативными актами к аналогичным документам.

4.4.Проекты нормативных актов должны сопровождаться их концепциями (обоснование), соответствовать по структуре, форме и стилю изложения типовым требованиям, предъявляемым к правовым актам (законам и подзаконным актам РФ).

         6.Предложения по внедрению созданной продукции

 Научно-техническая продукция, разработанная в процессе выполнения НИР по настоящей теме, по согласованию с Заказчиком  размещается на сайте региональных ЦНТИ, публикуется в профильных научно-практических журналах, депонируется в ВИНИТИ и МЦНТИ, распространяется по всем территориальным (в субъектах РФ) Центрам НТИ для создания на их базе Информационно-аналитических центров и решения типовых задач настоящей темы НИР при научно-методическом руководстве специалистов ЦНТИ и профильных организаций, участвующих в НИР.

 

 

Сайт управляется системой uCoz